Сайт - даром. К вопросу о стоимости жизни

Здесь мы рассмотрим так называемый "треугольник качества" любого проекта. Он ещё известен как "треугольник менеджмента" и составлен из трёх частей.

Определения

Для начала определим сами понятия.

Объём

Сюда входят все работы, которые так или иначе необходимо выполнить для реализации проекта в целом.

От объёма напрямую зависят цена и время, поэтому при оценке объёма надо учесть размер труда, приложенного ко всем частям сайта, без изъятия.

Стоимость

Стоимость проекта, как и время, является своего рода двуликим параметром.

С одной стороны, это стоимость всех работ, необходимых для полной разработки сайта. Именно всех работ, включая такие порой неочевидные, как настройка вроде бы готовой к использованию платформы типа специфической сборки Drupal.

С другой стороны, это максимальный бюджет, который вообще может быть выделен заказчиком под разработку сайта.

Время

Обычно это время, потребное для реализации всего объёма функционала сайта.

Столь же часто, впрочем, это время, которым располагает заказчик для разработки и запуска сайта в эксплуатацию.

Качество

Четвёртая вершина "треугольника менеджмента" сайта, превращающая его в трёхмерную пирамиду.

Степень приближения сайта к идеалу, то, насколько точно сайт реализует явные, а зачастую и скрытые ожидания владельца.

Варианты

Легко заметить, что самым жёстким и трудноизменяемым параметром является объём. Он прямо и недвусмысленно влияет на стоимость и время разработки. "Сократить" же объём без серьёзного ущерба сайту, как правило, чрезвычайно сложно.

Например, при разработке магазина можно сильно упростить каталог продукции, не делать сложный поиск и т.д. Но в этом случае магазин окажется неудобным для покупателя и в итоге будет попросту бесполезен. То же относится к любому другому виду сайта.

Объём, таким образом, надо знать как можно точнее. Его можно затем перераспределять по этапам, но в целом точно представлять его необходимо с самого начала.

Быстро, дёшево, качественно

Этот вариант, как ни странно, вполне возможен -- при небольшом объёме проекта. Например, лендинг, от которого требуется минимум функционала, вполне попадает в этот случай.

Справедливости ради надо отметить, что небольшой объём можно получить ещё в случае, если весь функционал нового сайта полностью совпадает с каким-то уже сделанным проектом. На практике этот вариант встречается настолько редко, что представляет скорее академический интерес.

Заметим ещё, что из этого варианта можно получить ещё три:

  • быстро и дёшево
  • быстро и качественно
  • дёшево и качественно.

Все они требуют небольшой объём проекта.

Быстро

Часто бывает, что сроки изготовления сайта заданы крайне жёстко и срывать их нельзя ни в коем случае. Как правило, возникает "светлая мысль", что надо привлечь больше разработчиков в надежде, что совместно они сумеют работать быстрее. Отчасти это и в самом деле так, но эффект от увеличения числа работающих над проектов далеко не так велик, как хотелось бы. В частности, привлекать к работе больше трёх человек практически бессмысленно -- на согласование работ начнёт уходить слишком много времени, которого и так мало.

Одно из возможных решений: уменьшить объём проекта, нужного в каждый данный конкретный момент времени. Например, если хочется запустить через месяц магазин с каталогом, конкурсами и программой лояльности покупателей -- есть смысл определить, какой минимальный функционал необходим именно через месяц, а с каким можно и потерпеть. Общая время разработки всего магазина со всеми функциями уменьшить всё равно не удастся -- большой объём не бывает быстрым, -- а вот выдержать срок первичного запуска таким образом можно.

Иногда возможно несколько ускорить разработку, предъявляя меньшие требования к качеству. По сути, это то же уменьшение объёма и неизбежные доделки после запуска следует воспринимать в этот случае как этап проекта. Разумеется, снижать требования к качеству можно не бесконечно, иначе получится как в анекдоте: "Я печатаю со скоростью 6== знаков в минуту, но выходит такая ерунда!.."

Дёшево

Что делать, если бюджет проекта ограничен и увеличить его невозможно?

Можно, как в примере с ограниченным временем, уменьшить объём проекта, чтобы "влезть" в бюджет. Существует риск того, что проект не получится разбить на компоненты с приемлемой стоимостью. В этом случае самое разумное, к сожалению, отказаться от проекта.

Качественно

Если проект большой и нужно в первую очередь качество, следует ясно понимать, что как стоимость, так и сроки разработки здесь определяются исключительно объёмом сайта.